Об этой трагедии более или менее подробно написали только в 90-х: при Брежневе московская «Вечерка» ограничилась только несколькими строками на последней странице. В результате аварии эскалатора на станции метро «Авиамоторная» тогда погибли 8 человек и еще 30 были ранены.
Что показала экспертиза
Данные судебной экспертизы, результаты которой были опубликованы только спустя 10 лет после этого ЧП, свидетельствуют о том, что авария произошла из-за сбоя работы эскалатора – у него изменилась скорость, и люди со ступеней начали падать вниз.
Общий вес пассажиров, находившихся в тот момент на лестничном полотне, превысил 10 тонн, и ускоренное движение (боле чем в 2 раза выше нормы) эскалатора было спровоцировано именно этой массой.Ни аварийный, ни рабочий тормоз не сработали. Чтобы не предпринимал дежурный по эскалатору, его усилия оказались напрасными. Все произошло менее чем за 2 минуты. Станцию быстро закрыли, поезда в тот вечер на ней больше не останавливались. В «Вечерней Москве» на следующий день появилось коротенькое сообщение под заголовком «Информация», в котором говорилось, что в ЧП «есть пострадавшие».
Показания свидетелей
Как показало расследование, большая часть погибших и травмированных пассажиров метро работали на предприятиях и в организациях, расположенных вблизи «Авиамоторной». Свидетель Ирина Дорофеева рассказывала, что у эскалатора № 4 сломался поручень, в результате чего «машина», как называют это устройство специалисты метрополитена, начала ускоряться. Экспертиза показала, что поручень сломался из-за недостаточной жесткости и отсутствия контроля за его натяжением.
Люди, заметив неполадку, бросились вниз, давя друг друга. Началась паника. Причем, как говорили свидетели происшедшего, пассажиры с соседнего эскалатора поначалу даже улыбались: «Быстрее нас доедете»!
Ступени эскалатора «становились на дыбы», в образовавшиеся проемы затягивало пассажиров… Дежурный пытался остановить все это с помощью рабочего, а затем и аварийного тормоза. Но тщетно.
Свидетель Михаил Миронов говорил, что, падая, получил открытый перелом ноги – ее зажало между входной площадкой и ступенью. Только спустя 2 часа ногу удалось освободить. Но потом ее пришлось ампутировать – врачи не смогли больше ничем помочь пострадавшему.
Только после выключения дежурным машинистом метрополитена автомата цепи управления эскалатор остановился.
Причины и последствия
В ноябре 1982 года уголовное дело, возбужденное по факту этой трагедии, рассматривал Верховный суд РСФСР. Согласно официальным выводам экспертного заключения, причиной выхода из строя эскалатора стали неисправности рабочего и принудительного тормозов. К лишению свободы были приговорены механик метро и еще несколько должностных лиц.
В СССР в СМИ об этой трагедии почти не было официальных упоминаний, за исключением маленькой заметки в «Вечерней Москве». На Западе о ЧП сообщили радиостанция «Голос Америки»* (сильно преувеличив при этом количество жертв), газета русской эмиграции «Новое русское слово» и другие средства массовой информации. Руководство московского метрополитена даже в 90-х, спустя 10 лет после случившегося, никак не комментировало то, что произошло в февральский вечер 1982 года.
*организация выполняющая функции иноагента в РФ
The post «Взбесившейся эскалатор»: какая трагедия случилась на «Авиамоторной» в 1982 году appeared first on Русская семерка.
Свежие комментарии