В условиях отсутствия государственной власти на Кавказе, институт кровной мести был естественным способом поддержания порядка. Чеченцы стремились жить в мире с представителями своего народа, осознавая, что совершение преступления приведет к страданиям всей семьи или даже всего клана. Цепочка убийств могла быть прервана только в случае полного уничтожения одной из враждующих сторон или достижения мирного соглашения, называемого «маслагат».
Слово «маслагат» (маслаат) было заимствовано чеченцами из арабского языка и означало «примирение». Однако, исследователи объясняют, что это понятие не связано со шариатом, а представляет собой горский обычай, известный как адат.
«Маслагат» становился прецедентом, когда посредники принимали решение, которое затем повторялось в подобных случаях и постепенно превращалось в адат, входящий в общую массу народных обычаев.
Семья виновного в убийстве, желая достичь мира, привлекала посредников из уважаемых людей для переговоров с семьей потерпевшего. В ходе третейского суда стороны договаривались о условиях соглашения. Часто семья виновного брала на себя обязательство выплатить выкуп за убитого. Цена человеческой жизни исторически была разной. Например, в XVIII веке за обычного горца требовалось 160 голов крупного рогатого скота, и выкуп платили даже дальние родственники. В XIX веке сумма составляла несколько сотен рублей.
Сначала родственники виновного просили разрешения присутствовать на похоронах, во время которых приносили в жертву животное. После определенного времени происходил сам «маслагат». Главные члены семьи убийцы приезжали в село, где проживала семья убитого. Они шли пешком от окраины села до дома жертвы, при этом сам убийца был одет в покрывало или власяницу.
Встреча двух семей происходила в присутствии посредников.«Самая волнующая часть обряда: убийцу подводят к главе семьи погибшего, который снимает с его головы покрывало и обнимает его в знак прощения и примирения», — описывает процедуру примирения правовед Валит Адуев.
По некоторым источникам, родственник убитого также брил голову убийце, что символизировало взаимное доверие и отсутствие негативных чувств. Существовал также обряд символического принятия убийцы в семью жертвы, при котором он брал на себя все обязанности погибшего.
После маслагата обычно устраивался пир, который оплачивалась виновной стороной.
The post Обычай маслагат: как мирились чеченские «кровники» appeared first on Русская семерка.
Свежие комментарии