На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская Семёрка

18 подписчиков

Свежие комментарии

  • Рита Лоскутова
    Спасибо! Я мужу покупаю комплекс для мужчин Тетралаб. Классный бад для мужского здоровья.Три самых лучших ...
  • Вероника
    Хороший эксперимент. Тоже от сладостей недавно отказалась. Причиной был преддиабет. Но первые дни было тяжело. Помог ...Что будет, если о...
  • Александр Лысов
    Васюков, зачем ты обманываешь людей?«Рома»: почему им...

Шаропоезд: что стало с самым экзотическим советским проектом общественного транспорта

В 20-30-е годы прошлого века в СССР рождалось много смелых и амбициозных проектов. Какие-то показывали себя хорошо на испытаниях и реализовывались, какие-то признавались неперспективными и «зарезались». Одним из таких стал ШЭЛТ — шароэлектролотковый транспорт — или шаропоезд.

Гений Ярмольчука

Ряд изобретений Николая Ярмольчука и сегодня используется в сфере железнодорожного и авиационного транспорта.

Это лотковый путь для поездов на воздушной подушке, резиновое покрытие колес у поездов метро, аэродинамические тормоза для самолетов. На самом деле все вышеперечисленное было частью большого проекта, который молодой гений разработал в 1932-1933 годах. Речь о шаропоезде.

Шаропоезд

Гениальная идея посетила Ярмольчука еще в 1929 году. Именно тогда в основном проект уже был готов. Конструкция представляла собой поезд и вагоны на двух шарообразных колесах, которые бы устанавливались спереди и сзади. Внутри колес на подвесе ниже оси размещались вращавшие их электродвигатели. Ну а сам состав перемещался по вогнутому лоткообразному пути, кривизна которого совпадала бы с радиусом колес.

Достоинства конструкции

Преимущества шаропоезда были налицо. По расчетам состав мог развивать скорость до 300 км/ч и перевозить свыше сотни пассажиров. За счет шарообразных колес поезд бы самоориентировался в желобе. А расположенный ниже оси электродвигатель — смещал центр тяжести и придавал составу дополнительную устойчивость. Шаропоезд оказался бы быстрее любых поездов того времени и более грузоподъемным, чем существовавшие самолеты.

Проблемы проекта

В начале 1930-х проект Ярмольчука получил государственную поддержку.

Был создан экспериментальный образец в пять раз меньшего размера, показавший себя довольно хорошо. Летом 1933 года начались работы по реализации полноразмерного проекта, но дальше чертежей дело не пошло. Специально созданная комиссия подробно изучила идею шаропоезда и результаты испытаний и выявила ряд неустранимых проблем. Эксплуатировать шаропоезд в условиях зимы, снега и наледи на дороге было бы невозможно. Да и экономически он себя не оправдывал, ведь всю советскую промышленность пришлось бы переориентировать на выпуск бетонных желобов — для дороги шаропоезда.

В 1960-х Ярмольчук пытался возродить интерес к проекту, но успеха не добился. В настоящее время от проекта сохранилось лишь несколько музейных экспонатов, кинохроника испытаний и литература 1930-х годов.

The post Шаропоезд: что стало с самым экзотическим советским проектом общественного транспорта appeared first on Русская семерка.

Ссылка на первоисточник
наверх