На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская Семёрка

17 подписчиков

Свежие комментарии

Похороны на Руси: на какой день на самом деле русские закапывали покойников

Мало известно о том, как проходили похороны славян на Древней Руси. Мы можем судить об этом только по археологическим находкам, а информацию о сроках получаем из литературных источников, которые описывают разнообразные обычаи древних славян.

Например, арабский путешественник ибн Фадлан, который побывал на Волге в IX веке, встретился с древними русами и присутствовал на погребении богатого князя.

В своих трудах он описывает, что покойника хоронили в несколько этапов. Сначала его закапывали в землю в одежде, в которой он умер, и накрывали крышей. Вероятно, это делалось для того, чтобы тело дольше сохранялось. Покойник проводил в земле 10 дней, в течение которых для него шили новую одежду. Девушку, которая согласилась быть убитой на похоронах, держали под замком и поили дурманом. Для погребения строили корабль (ладью), на котором устанавливали палатку с ложем.

Через 10 дней русы снимали деревянную крышу могилы и доставали почерневшее тело. Оно облачалось в богатые одежды, включая шаровары, гетры, сапоги, куртку, парчовый кафтан с пуговицами из золота, а на голову надевали шапку из парчи и соболя. Затем мертвеца переносили в палатку, где его усаживали на ложе и окружали яствами и оружием. Здесь же зарезали собаку в жертву, а также двух лошадей, двух быков, петуха и курицу. После этого в палатку приводили девушку, совокуплялись с ней над трупом, а затем задушивали ее и одновременно убивали.

Другие мужчины стояли вокруг корабля и били в щиты, чтобы заглушить крики девушки и защитить других девушек. После этого корабль с трупами сжигали, а поверх него насыпали холм, на котором устанавливали хаданг с именем вождя.

Таким образом, между смертью вождя русов и его восхождением в рай проходило 10 дней.

Существует предположение, что такой способ похорон был характерен скорее для скандинавов. Однако ибн Фадлан ясно указывает, что встреченные им люди были русами и связывает их со славянами, живущими в Киеве. Можно предположить, что он столкнулся не с полянами, а именно с русами — славянским племенем, которое населяло южный берег Балтийского моря, то есть территорию современной Германии.

У полян покойников хоронили сразу. Например, когда войско великого князя Святослава в 971 году потерпело поражение от ромеев под Доростолом, русы ночью вышли в поле, чтобы собрать погибших. При свете луны они сразу же разжигали костры, в которых сжигали тела убитых, и приносили в жертву пленников, младенцев и петухов, топя их в водах Дуная, как описывает Александр Васильевич Терещенко в книге «Быт русского народа».

Вероятно, у разных славянских племен были разные сроки и обычаи погребения.

Казалось бы, после крещения Руси князем Владимиром, должно было бы установиться трехдневное погребение. Однако этого не произошло. Правда, погребать стали более или менее однообразно, взяв за пример византийский обряд, когда тело покойника заключалось в гроб (корсту) и погребалось в землю.

Покойника обмывали, одевали в чистую одежду, священник читал отходную молитву, а затем распоряжались с телом по-разному: иногда хоронили в день кончины до захода солнца (возможно, переняв этот обычай у язычников) или оставляли лежать несколько дней.

Обычай хоронить, когда солнце высоко, объясняли тем, что де покойник в последний раз должен его увидеть, ведь в следующий раз он его увидит нескоро – лишь по воскресении.

Когда в 1123 году в Чернигове скончался князь Давид, то его внесли в храм Бориса и Глеба, чтобы отпеть и сразу похоронить, но епископ Феоктист, понимая, что гроб еще не готов, решил отложить похороны на следующий день, сославшись на то, что «солнце уже заходит».

И тут случилось чудо: время шло, а солнце не заходило. Удивившись такому, Феоктист восхвалил Бога и повелел работникам готовить каменный гроб. И лишь тогда, когда каменный свод могилы был возложен на подобающее ему место, солнце скатилось за горизонт.

В конце XV века однодневное погребение стало обычным. Митрополит Филипп отказывался погребать князя Юрия, брата Ивана III, мотивируя это тем, что де раз он не похоронен в день кончины, то и смысла не имеет. И действительно – по какой-то причине тело Юрия пролежало в храме четыре дня. Василию III пришлось вмешаться лично, чтобы тело брата было предано земле.

Терещенко свидетельствует, что в XVI веке русские хоронили покойников на третий день, отчитывая над ними псалмы и «обвивая» голову полотном. Происходило это без излишней пышности.

Наталья Аркадьевна Четырина в статье «Срок похорон в конце XVIII – в начале XIX вв.» приводит данные, по которым в XVI—XVII веках знатных покойников оставляли в храмах на 8 дней, а хоронили на 9-й день.

Анализ метрических книг показывает, что начиная с XI века и по XVI половину покойников хоронили в тот же день или на следующий. Так были погребены князья Всеволод Ярославич и Андрей Владимирович (XI век), князь Юрий Долгорукий (XII век), Иван Калита (XIV век) царь Михаил Федорович (XVII век) и патриарх Адриан (1700 год).

В 1704 году император Петр Великий издал указ, по которому погребать умерших дозволялось лишь на третий день, когда признаки смерти становились очевидными. Тем не менее вплоть до XX века народ делал по-своему.

Русский духовный писатель Сергей Васильевич Булгаков писал, что простые люди «по давней привычке» не хотят держать у себя тела умерших, иногда хоронят их без спросу, без отпевания и раньше положенного срока.

Согласно данным метрических книг Сергиева Посада за 1780—1812 годы, в первый день горожане хоронили почти 50% умерших, на второй – 36%, на третий около 10%, причем две трети умерших детей погребали в этот же день.

The post Похороны на Руси: на какой день на самом деле русские закапывали покойников appeared first on Русская семерка.

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх