Порой бывает так, что с течением времени то или иное слово полностью меняет свой смысл. Так, например, в древнерусской языческой традиции слово “урод” имело выраженную положительную окраску.
Хорошо быть уродом
“Уродом” называли мальчика-первенца, продолжателя рода. С ним были связаны все чаяния семьи, ведь именно он был тем человеком, который останется жить в отчем доме и заботиться о престарелых родственниках.
Этимология слова «урод» максимально прозрачная, речь идет о человеке, который как бы останется «у рода». Будет выполнять особо значимую функцию.
Традиция связывает название первенца с мужским восточнославянским божеством Родом. Вообще у нас есть относительно немного данных по славянскому язычеству. Как правило, это довольно поздние документы, составленные православными средневековыми монахами. Записки священников обладают обличительным пафосом и направлены против язычества.
Упоминание о боге Роде выглядит следующим образом: “Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста — и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита … Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — Роду и Рожанице…”.
Как видно по приведенному отрывку, Род упоминается в логической связке с женскими богами, Роженицами. Это, вероятно, некие восточнославянские “Мойры”, богини, которые определяют жизнь новорожденных детей.
Для аграрных обществ, какими явно были ранние славянские языческие племена, все моменты, связанные с культами плодородия и деторождения явно были сакрализированы.
Поэтому роль старшего сына в семье переоценить невозможно.Наиболее полное исследование традиции почитания Рода было разработано советским историком Борисом Рыбаковым. Он полагал, что Род — это древнейшее верховное божество в славянском пантеоне, образ которого развился в момент перехода от присваивающего типа ведения хозяйства к производящему. То есть в раннем новом каменном веке.
Уроды и юродивые
Слово “урод” семантически связано со словом “уродиться”, то есть получиться особо хорошим, удачным, качественным. И также логически примыкает к слову “урожай”.
Изначально слово «урод» имело положительный смысл и означало человека, на которого боги смотрят благосклонно. Однако, со временем это понятие приобрело отрицательную окраску. Сначала «уродами» называли посвященных и святых людей. Позже, к ним причисляли и «юродивых» — людей, которые не были в своем уме. В древности, «юродивые» считались людьми божьими.
Во многих традиционных культурах к людям с физическими недостатками или умственной неполноценностью относились с особенным трепетом. Предполагалось, что человек пережил опыт соприкосновения с божеством, а поэтому из-за силы потустороннего создания деформировался.
Однако, с приходом христианства, понятие «юродивый» начало приобретать негативный смысл и значение «дурачок, полоумный, ненормальный».
Кроме того, слово «урод» в древней Руси также означало красоту и было однозначно положительной характеристикой. Также в древности русские называли красивых и статных сыновей-первенцев уродами, так как они хранили лучшее, что могли передать своим детям и роду.
Так порой время играет словами, судьбами и значениями. И, если раньше можно было польстить кому-то, обратившись к нему на “урод”, то теперь так несложно нажить себе нового врага.
The post Урод: что на Руси означала эта похвала appeared first on Русская семерка.
Свежие комментарии