Все, вероятно, знакомы с тем, что российские военные отвечают на приказ командира словом «Есть!». Однако мало кто знает историю происхождения этого ответа. Оказывается, она связана с Петровской эпохой, когда обучением отечественных моряков занимались иностранцы, в частности англичане.
Юность Петра
Как отмечает Л.
И. Рославлев в своей статье «Корабли Петра Великого», опубликованной в издании «Материалы по истории русского флота», идея создания собственного флота в России возникла у Петра I еще в юности после успешной постройки судов на Переславском озере в 1689-1692 годах. В 1693 году, находясь в Архангельске, Петр заложил Соломбальскую верфь, где были построены два новых судна: яхта «Святой Петр» и корабль «Святой Павел». Интересно отметить, что, по словам Рославлева, царь лично принимал участие в строительстве многих кораблей.Понятно, что перенимать опыт в России Петру было просто не у кого. Именно поэтому он более года обучался кораблестроению в Европе. Царь трудился простым плотником на одной из голландских верфей, а также изучал кораблестроение в Англии. Во время заграничной поездки Петр завербовал на русскую службу множество опытнейших офицеров, например, небезызвестного адмирала Корнелиуса Крюйса.
Преподаватели-сэры
Иностранцев Петр I нанял и для обучения простых матросов. О том, что преподаванием в рядах российских моряков занимались именно жители Туманного Альбиона, упоминает в своей книге «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» и Захар Прилепин. По утверждению Прилепина, несмотря на все старания Петра, Россия долгое время оставалась сухопутной державой.
Дворяне, которые и могли бы составить костяк флота, зачастую даже в реке плавать не учились, а моря так и вовсе никогда не видели. По этой причине немногие из них стремились попасть на флот.В качестве же преподавателей для первых матросов Петру пришлось нанять англичан, которые вместе со своими торговыми судами остались на зимовку в Архангельске. По словам Андрея Гальчука, автора книги «500 удивительных фактов о России», получив приказ от английского «морского волка» русские ученики должны были отвечать: «Yes, sir!» («Да, сэр!»). Поскольку иноземным языком простые мужики не владели, они переделали это предложение на свой лад. Вскоре английское «Yes, sir!» зазвучало на новый лад: «Есть!».
Развитие языка
В связи с тем, что обучение матросов осуществлялось преимущественно иностранцами, многие приказы и ответы на них, которые звучали в Петровскую эпоху на английском языке, прижились благодаря их переделке на русский манер. Так, если верить Николаю Каланову, автору «Словаря морского жаргона», на английских судах каждые полчаса принято было бить в колокол. При этом вахтенный офицер отдавал команду: «Ring the bell!» («Звони в колокол»). Постепенно русские моряки переделали «Ринг зе белл!» в «Рынду бей!». Приказ оказался не только созвучным, но и остался аналогичным по смыслу.
Кстати, русское выражение «бить склянки» тоже появилось благодаря упомянутому выше английскому порядку бить в колокол для обозначения определенных отрезков времени. О том, когда необходимо было ударить в рынду, узнавали с помощью песочных часов, которые русские моряки окрестили «склянками». Как гласит «Краткий словарь морских выражений» С. Лукашевича, на флоте «склянками» до сих пор именуют получасовые промежутки. Так что в годы правления Петра I военный, а также морской языки получили существенное развитие именно благодаря иностранному влиянию.
The post «Есть!»: почему именно так отвечают русские на приказ командира appeared first on Русская семерка.
Свежие комментарии